- СХОЛАСТИЧЕСКИЙ МЕТОД
- – основное достижение средневековой науки, в основе которого лежала логика Аристотеля с её категориями и процедурами и книга как основной инструмент познания, которая легла в основу распространения письменной культуры (и, прежде всего, обретения письменным текстом новой функции – функции письменного доказательства). Постепенно совершается процесс десокрализации книги. Формирование схоластической книги – длительный исторический процесс, который начинается с университетских лекций, от лекций переходит к вопросам, а от вопросов – к диспутам. Практика вопросов и ответов существовала и раньше, но схоласты расширили её границы: первоначально разрабатывалась тематика, которая предполагала диспут, но в противовес аргументированным ссылкам на авторитет особую роль приобретало логическое обоснование аргументов, после чего следовало заключение преподавателя. Данный метод вёл к осознанию учащимся его интеллектуальной ответственности. Диспут помогал осознавать и принимать возможность существования разных методов и более гибко обращаться с авторитетами. Особую роль начали играть систематизации, точность смысла, определённость понятий и приёмы запоминания. Схоластический метод способствовал развитию самосознания, совершенствовал нормы логического мышления. Таким образом, были заложены теоретические основы математической логики. Разработана теория логических парадоксов, высказываний, логических следований, что привело к становлению европейского стиля мышления и разработке категориального аппарата науки.
Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. 2010.